On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.06 11:41. Заголовок: Луна как божество и как часовой механизм


Евгений Габович
Добавлено: 05-08-2006 13:39
Мне в литературе не попадались указания на «високосные месяцы» или дополнительные сутки. Зато есть свидетельства о том, что чисто лунный календарь функционировал только в комбинации с наблюдениями за появлением серпа молодой луны. Конечно, если начало месяца иногда сдвигалось на основании таких наблюдений, то не нужно было вводить расчетных правил для «високосных месяцев».
Кстати календарные месяцы, которыми мы сегодня пользуемся в нашем основанном на солнечном годе календаре, не являются лунными, хотя некоторые из них и состоят из 30 дней (а февраль раз в 4 года имеет 29 дней). Впрочем, вопрос о длительности современных месяцев не относится к тематике лунного календаря.
С началом месяца тоже имеются определенные трудности. Почему-то все народы отсчитывали начала месяца не от полнолуния, которое хорошо видно на небе даже при не слишком густой облачности, а от новолуния. Очевидно, не доверяли древние пастушеские народы собственной способности фиксации момента самого-присамого полнейшего полнолуния. Тем не менее, наблюдать полнолуние много легче, чем едва зародившийся серп Луны. К тому же человеческий глаз легко распознает малейшие отклонения в круглой форме от абсолютно круглого круга.
Поэтому осмеливаюсь предположить, что начало месяца было перенесено на новолуние в значительно более позднее время, когда уже получила определенное развитие астрономия, по крайней мере в части наблюдения за Луной. А так как все книги по календарем единогласно утверждают, что у всех народов начало месяца совпадало с новолунием, то возникает подозрение, что все сведения историков по лунным календарям относятся к весьма позднему периоду состояния лунных календарей, тому, когда Скалигер и другие записали сведения об оных.
Селешников повествует о запоздании в 2-3 дня с определением новолуния у разных народов, в основном южных. Молодой месяц становится видимым не сразу после фазы невидимой луны, а по истечению одного или даже нескольких дней (в разных частях света этот промежуток может быть разным, он колеблется– впрочем последнее обстоятельство не должно было быть известно пастушеским народам, если они не перевозили свои стада на поездах через огромные расстояния - и в течение года в зависимости от положения Луны на своей несколько вытянутой околоземной орбите). Распознавание нового месяца зависит также от остроты глаз наблюдателя, от высоты над уровнем моря и связанного и с этим тоже состояния атмосферы (степени ее прозрачности, облачности).
Уже поэтому естественно предположить, что первоначально, всё-таки, древние народы ориентировались на полнолуние и только позже, когда Луна стала играть роль божества и возникли определенные религиозно-культовые представления, с Луной связанные, стало для людей важным определять время рождения этого божества. К обожествлению Луны могло привести и наблюдение над месячными женщин, которые имеют близкую к лунному месяцу периодичность.
В статье «Боги на небосводе» в научно-популярном историческом журнале «История с хитринкой» (тетрадь 8 за 1981 год, стр. 8-10) читаем, что у древних народов Луна была ответственна за плодородие женщин. Пережитки этого представления сохранились, например, у эскимосов. Эскимосская девушка избегала в полнолуние смотреть на Луну, ибо была уверена, что может в результате забеременеть.
Регулярное рождение, умирание и возрождение Луны заставляло древних считать ее ответственной за судьбу каждого отдельного человека, возводить ее в ранг божества, вводить ее культ. По верованиям «древних греков» три богини судьбы, так называемые Моиры, были частью Луны. Луна руками Моир прядет клубок судьбы человека, соединяет друг с другом судьбы разных людей и прерывает нить жизни.
В противоположность Солнцу как божеству мужскому, Луна считалась женским божеством и связывалась с былой властью женщин над мужчинами, с эпохой матриархата . Это тоже свидетельствует о том, что Луна еще до солнца начала играть огромную роль в жизни человека. Автор Бернд Риль рассматриваемой статьи пишет: «Знаменательно, что культ Солнца был гораздо меньше распространен в мире, чем культ Луны, и что культ Солнца возникает часто только при достижении более высокого уровня культуры.». Интересно, что автор. Полностью находящийся в плену растянутых в десяток раз хронологических представлений, считает, что первые «календари» были якобы 30000 лет тому назад созданы под вдиянием движения Луны (его кавычки должны символизировать, что речь идет о некой весьма примитивной первичной форме лунного календаря)
Bernd Rill, Die Götter am Firmament. Der Mensch und die Sterne- Geschichte mit Pfiff, 1991, Heft 8, S. 8-10.
Для меня в пользу полнолуния говорит его исключительность: полнолуние бывает только раз в месяц. Серп же наблюдается дважды: как новая луна и перед этим как луна умирающая. Между ними промежуток в несколько дней, который может удлиняться при наличии сильной облачности (т.е. промежуток нерегулярной длины).
Новолуние , конечно, при желании можно отличать от умирающей луны, но можно и спутать с ней. Не даром же придуманы мнемонические правила для их разграничения. Кроме того, у новолуния нет никакой специальной функции, в то время как у полнолуния она есть: сравнительно яркая освещенность позволяет устраивать ночную засаду или проводить ночью полевые работы (особенно важно в жарких странах). Как утверждает Каменцева на стр. 25б «»под ралящими лучами Солнца работать было очень тяжело, поэтому дрквние вавилоняне трудились в ночное время, но для этого следовало знать, когда будет светить Луна, т.е. учитывать лунные фазы и лунный месяц».
Для ночных религиозных церемоний полнолуние по той же причине больше подходит, чем новолуние. Об этом пишет Уве Топпер в своей последней книге «Календарный скачек. Фальшивая историография определяет будущее. Смена религии в Европе около 1500 г.» (Тюбинген, 2006) со ссылкой на книгу « Небо над германцами Отто Ройтера (Мюнхен, 1936) о верованиях древних германцев. Они совершали свои жертвоприношения в связи с праздниками в начале года и приблизительно через месяц после оного именно ночью и поэтому должны были заранее знать, когда наступает полнолуние.
Рыбаки же пользовались полнолунием для выхода в море или на озеро для ловли рыбы.
С новолунием никакой особой физиологической реакции люди не связывают, с полнолунием - в сильной мере.

Цитировать
Габович
Добавлено: 06-08-2006 03:09
В свое время предпринимались попытки объяснить нереально высокий возраст библейских праотцов тем, что этот возраст измерялся не в годах, а в месяцах. Посмотрим какой возраст указан в Библии и пересчитаем его приблизительно в солнечные годы, используя коэффициент 365,25/29,53=12,37. Тогда для десяти праотцов человечества мы получим такую таблицу (во второй строке таблицы, сразу под именем указан библейский возраст, а еще ниже тот же возраст после деления на указанный коэффициент):
Адам Сиф Енос Каинан Малелеил Иаред Енох Мафусаил Ламех Ной
930,00 912 905 910 890 962 365 969 777 950
75,18 73,73 73,16 73,57 71,95 77,77 29,51 78,33 62,81 76,80

Как мы видим, все они, за исключением умершего сравнительно молодым в возрасте около 30 лет Еноха все остальные праотцы были долгожителями со средним возрастом жизни около 74 лет. Весьма завидный возраст для эпохи до изобретения турецких бань, антибиотиков и аппаратной медицины. Даже с учетом возраста Еноха получаем вполне солидный средний возраст в 69 с небольшим лет. В Библии для всех праотцов, кроме Ноя, сказана также, в каком возрасте они родили своего первенца. Если мы примем этот возраст за подсчитанный в месяцах, то получим такую картину (здесь указан возраст отца последних 9 праотцов на момент их рождения):
Сиф Енос Каинан Малелеил Иаред Енох Мафусаил Ламех Ной
230,00 205 190 170 165 162 165 187 188
18,59 16,57 15,36 13,74 13,34 13,10 13,34 15,12 15,20
Конечно, возраст в 13 лет может нам показаться несколько заниженном, но в библейские времена еще не было запрета на вступление в брак мальчиков и все полученные числа вполне укладываются в наши представления о тех далеких временах, когда нечего было учить в школе, а лучшими университетом была сама жизнью. Скорее следует задуматься над тем, почему Сиф так долго не мог родить первенца, а некоторые другие родили первого сына в 15-16 лет. Объяснение здесь простое: о рождении девочек Библия особенно много не распространяется и у приблизительно половины праотцов могли сначала родиться девочки. А у Сифа даже несколько.
Итак, мы видим абсолютное возвращение в привычный нам земной мир, если только допустим нечто вполне естественное: счет времени на месяцы в начале библейской истории. С другой стороны ясно, что авторы и компиляторы библии жили в то время, когда уже все пользовались в той или иной форме понятием года, состоящего из многих месяцев. Поэтому в описании потопа мы находим первое упоминание о годе, разбитом на месяцы.
Мне могут возразить, что в послепотопный период возраст упомянутых в Библии предков евреев начинает снижаться и в некоторых случаях противоречит изложенной выше схеме. Тем не мене, и здесь тоже, если понимать год в современном смысле, весь рассказ выглядит неправдоподобным: люди живут слишком долго, а их первенцы появляются в недопустимо позднем возрасте, когда библейские герои по нашим понятиям должны были быть глубокими стариками.
Для объяснения этого противоречия следует вспомнить, что для времени до потопа в случае каждого праотца указаны три числа:
(1) Его возраст до рождения первенца
(2) Сколько лет он прожил после этого события
(3) Общая длительность его жизни.
Казалось бы, сумма первых двух чисел на самом деле всегда равна третьему числу. По крайней мере этого требовали бы от нас на уроках арифметики. Но в Библии это не так. Поэтому редакторы Библии были вынуждены подправлять ее текст. У Адама, Еноса Каинана и Малелеила число (1) было увеличено на 100, а число (2) уменьшено на эту же величину. У Сифа к (1) добавили 55, а (2) уменьшили на 100. число (1) было увеличено на 100 и у Еноха. Итак у шести из девяти праотцов, для которых указан возраст рождения первенца, его увеличили на 55-100. Похоже, что первые редакторы еще понимали, в каком возрасте у юношей могут появляться первенцы, а какой возраст является явно заниженным. Во всяком случае они проделали аналогичную правку данных и для потомков Сима – сына Ноя. В приводимой ниже таблице жирным шрифтом отмечены те данные, которые получились после редакторских исправлений:
Сим Арфаксад Каинан Сала Евер Фалек Рагав Серух Нахор
100,00 135 130 130 134 130 132 130 79
8,08 10,91 10,51 10,51 10,83 10,51 10,67 10,51 6,39
600,00 465 460 460 504 339 339 330 208
48,50 37,59 37,19 37,19 40,74 27,41 27,41 26,68 16,81
Как мы видим, после сделанных исправлений, возраст жизни потомков Сима (последняя строка таблицы) становится вполне допустимым с точки зрения здравого смысла. А про явно слишком ранний с нашей сегодняшней позиции возраст первого деторождения (вторая цифровая строка таблицы) и появления мужского наследника можно только сказать, что, очевидно, он соответствует представлениям редакторов, ибо именно они выправили данные таким образом. В любом случае, можно скорее поверить в то, что при рождении первенцев их отцы имели возраст в 10-11 лет, чем в то, что все они становились в первый раз отцами в 130 с лишним лет.
Возраст жизни Фары, отца Авраама-Авраама, трудно точно определить по Библии. Он якобы жил 70 лет до рождения Авраама, а после оного родил других детей и заимел по крайней мере одного внука. После этого семья Фары снялась с места и - после неких скитаний – оказалась в земле Харранской, где Фара прожил еще 205 лет-месяцев. Если даже промежуточные события ограничились 15-20 солнечными годами, то после прибавления к 70 годам-месяцам числа 100, как это было сделано редакторами для предков Фары, мы получим для него около 60-65 лет жизни, что вполне солидно. А первенца своего Аврама он родил почти в 14 лет. Тоже вполне приемлемый результат.
Далее следует история Сары, жены Аврама, которая была бездетна и не могла зачать до старости, а именно до возраста в 99 лет. Если и здесь нужно сделать редакторскую правку и увеличить число лет-месяцев на сто, то мы получим возраст в 16 лет. В свете сказанного выше о раннем начале половой жизни библейских героев вполне возможно, что девушка, которая более пяти лет не могла забеременеть могла прослыть бездетной и считаться к 16-ти годам старой для деторождения. По библии Сара умерла в 127 лет-месяцев, после сделанной поправки в 227 или в 18 с небольшим лет. Рано по нашим представлениям. Но может быть эта ранняя смерть и объясняет то внимание, которое в Библии уделено вопросу о захоронении усопшей. Как-никак Сара может считаться первой в Библии женщиной, о жизни и смерти которой рассказано так подробно.
Начиная с Аврама длительность жизни библейских персонажей идет резко вниз. Сам Авраам прожил якобы только 175 лет. Тут уже трудно допустить, что это (если эта цифра верна) годы-месяцы. Сын его Измаил жил и того меньше: 137 лет. Даже, если мы проделаем такую же редакторскую правку, то получим для следующего поколения действующих лет Библии нечеткую картину. Уж не свидетельствует ли это о том, что время их жизни совпало с переходом от чистого счета месяцев на счет по годам_
Думаю, изложенного выше достаточно для понимания того, что в начале Библии использованы годы, равные по длине месяцу
Цитировать
е.г.
Добавлено: 07-08-2006 00:54
На параллельном немецком форуме дискуссия на эту тему продолжается по крайней мере под двумя заголовками из 4-5, под которыми в последние две недели обсуждались календарные вопросы. Все началось с обсуждения новой книги Топпера под названием "Прыжок календаря". Книгу эту очень сильно раскритиковали Пфистер и Брэтц (сейчас появилась и положительная рецензия Карин Вагнер). А потом начались обсуждения моей идеи о месячном счете в первобытном обществе и в начале историчесмкого периода, причем практически все выступавшие отвергали эту мою идею. Только Дэппен на днях привел цитату Кузанского, ее потдверждающую.
Цитировать
эст
Добавлено: 07-08-2006 23:35
Лунные годы у Жана Бодена

Хотя этот французский философ истории (якобы 1530-1596, по другим сведениям 1529-1596) и жил на столетие позже Николая Кузанского, но все же он умер раньше Скалигера и тот факт, что он говорит в книге «Метод легкого познания истории», изданной якобы в 1566 г., о лунных годах-месяцах подтверждает, что и Скалигер должен был знать об их существовании. Рассмотрим, например. следующее рассуждение Бодена о возрасте различных лиц (стр. 285):
Нет недостатка в тех, кто искажает написанное Моисеем о возрасте людей, хотя Моисей с готовностью противостоял бы их насмешкам. Тем не менее Иосиф в главе 3 книги I "Иудейских древностей" хвалил 10 историков, которые сообщали, что жизнь некоторых людей превышала иногда 600 лет, а иногда даже 900. Подобные свидетельства оставили Манефон, Бероз, Мош29, Гекатей, Иероним, давший описание самой древней истории финикийцев, Гесиод, Гелланик, Агесилай и Эфор; к этому списку мы должны добавить Ксенофонта, чьими авторитетными свидетельствами пользовались Плиний и Аврелий. Он охватывает несколько правлений приморских царей и говорит, что один из них действительно жил 600 лет, другой – 800. Кто в этом случае поколеблет уверенность столь многочисленных писателей? Если кто-нибудь думает, что под годами здесь подразумеваются лишние годы, а так по-детски многие рассуждают, то почему же тогда факт, что один приморский правитель жил 600 лунных лет, которые составляют 50 солнечных лет (мое выделение - Е.Г.) , показался Ксенофонту чудесным? Сам Ксенофонт прожил более 90 лет. Более того, утверждается, что в те стародавние времена, по согласному мнению многих авторов, Иоанн, который был прозван вечным, дожил до 300 лет. Плиний из наиболее надежных таблиц цензоров узнал, что некоторые люди жили до 150 лет.
Первое из выделенных мной в цитате мест ясно показывает, что
• В XVI в. понятие «лунный год» было общеизвестным
• Длительность лунного года была равна одному месяцу
Для пересчета он использует коэффициент 12, так что названные им другие возраста превращаются при допущении отвергаемой им гипотезы во вполне допустимые с точки зрения физиологии 900/12=75 лет, 600/12=50 лет, и 800/12=66,67 лет. все они вполне согласуемы с вторым выделенным местом из цитаты, в которой указан редчайший возраст в 150 лет. Описание жизни в 300 лет как вечной относится к восприятию этого возраста при неверном истолковании года не как месяца, а именно как года. На самом же деле в возрасте 300/12=25 лет, конечно, ничего вечного нет, кроме того, что он вечно встречается на практике.
О лунных годах длиной в месяц Боден продолжает говорить и в продолжении приведенного места (стр. 286): «Но если бы это были лунные годы, то тогда мужчины, сопровождающие Моисея и для которых нормальный детородный возраст 30 лет, должны были зачать своих детей в возрасте двух или трех лет.». При этом он упускает из виду возможность использования в разных частях Библии рапных понятий года: в более ранних текстах о праотцах - лунных лет длиной в месяц, а в более поздних рассказах о Моисее – обычного года. В четвертой книге Моиссевой, где рассказано о переписи сынов Израилевых, явно используются годы, а не месяцы в оценке возраста. Так, здесь сказано, что к войне пригодны мужчины после 20 лет, а те левиты, чей возраст от 30 до 50 лет пригодны к исполнению религиозных (священнических) обязанностей в скинии собрания. Вполне разумные оценки для случая использования солнечного года. Да и сам Боден пишет дальше о Моисее, «что в главе VII книги Бытия он отметил, что смена года происходит через 365 дней». Наконец, сам Моисей, хотя и достиг весьма солидного возраста в 120 лет, ни коим образом не представлен в качестве 800летнего старца и не прославился сексуальными подвигами в конце своей жизни.
Цитировать
portvein777
Добавлено: 09-08-2006 15:48
test
сдесь был я
Цитировать
Габович
Добавлено: 10-08-2006 19:36
Это хорошо! Но по какому календарю: по лунному или по сириусовому?
Цитировать
Про Маршака
Добавлено: 10-08-2006 19:40
В апреле 1963 года писатель научно-популярного жанра Александр Маршак, завершавший книгу о заре человеческой цивилизации, наткнулся на статью о маленькой кости, испещренной странными насечками, найденной в Ишанго, поселении каменного века у истоков Нила в Центральной Африке. Находка датировалась 6500 годом до нашей эры (это на 3000 лет раньше первого расцвета египетской цивилизации и появления иероглифической письменности).
По какой-то причине необычный предмет захватил воображение писателя. Доверившись интуиции, Маршак погрузился в изучение насечек на кости, и за очень короткое время ему удалось "взломать шифр": он понял, что это календарь, а отметки представляют количество дней в последовательных лунных фазах от первого появления новой луны по мере прибывания до полнолуния, а затем по мере убывания до следующего новолуния.
Не вполне уверенный в своем открытии, Маршак продолжал исследовать десятки сходных образцов из поселений каменного века, особенно из знаменитых пещер Западной Европы, украшенных наскальной живописью. Постепенно выявились некоторые закономерности, и, несмотря на первоначальный скептицизм археологов, к его работе начали относиться серьезно. Маршак выстроил вполне правдоподобную теорию, основанную на предметах быта современных "примитивных" культур - сибирских якутов и жителей острова Никобар неподалеку от побережья Малайзии, чьи "календарные палочки" очень похожи на доисторические образцы.
Некоторые свидетельства оказались весьма убедительными. Отметины на кости орла, найденной в Ле-Плакар (Франция) и датируемой XIII-XI тысячелетиями до нашей эры, являются специально нанесенными насечками, а не случайными царапинами. Крошечные зарубки на кости соответствовали лунной теории Маршака. Позже он нашел вторую орлиную кость из той же пещеры, которая считалась утраченной; поразительное сходство отметок на обеих костях убедило Маршака в правильности его предположений.
Лишь немногие археологи согласились со всеми утверждениями Маршака. Некоторые открытые им "насечки", особенно ранние образцы, могут действительно оказаться случайными царапинами, и не все предметы со специально нанесенными пометками непременно являются календарями. Некоторые из них могут представлять совершенно иной вид общения (вроде "писем-палочек" у американских индейцев). Тем не менее работа Маршака произвела незаметный переворот в нашем понимании доисторического разума. Вероятность того, что лунные календари существовали еще за 30 000 лет до нашей эры, уже не считается возмутительной крамолой в высоких археологических кругах.
Маршак, безусловно, прав в своем мнении, что самые ранние календари были лунными. Луна играла важную роль в жизни общин, добывающих средства к существованию охотой и рыбной ловлей; на некоторых животных охотились только по ночам.
В отличие от Солнца, Луна не просто восходит и заходит, а следует более таинственным путем, что должно было производить сильное впечатление на наших предков, живших примерно 500 000 лет назад. Размножение таких важных продуктов питания, как рыба, черепахи и других морских животных, связано с лунными фазами, управляющими приливами и отливами. И вряд ли женщины доисторической эпохи оставили без внимания тот факт, что женский менструальный цикл - приблизительный эквивалент лунного месяца, состоящего из 29,5 дня.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет