On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Пост N: 7
Зарегистрирован: 03.09.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.08 15:25. Заголовок: Начала Хронологии по Христофу Дэппену



Приводимая ниже выдержка из публикации в Артефакте неправильно озаглавлена как "Вступление к книге", причем само название книги даже не указано. Я отношу эту ошибку на счет отсутствия регулярной коммуникации с главным редактором этого электронного журнала. На самом деле эта интересная публикация от 15.04.07 (тетрадь 6 (2 за 2007 г.)) возникла по моей инициативе. Ей предшествовало появление книги о Нострадамусе как историке, в которой Дэппен затронул две темы: названную и хронолого-историческую. Я попросил его сделать из книги выжимку, в которой рассматривалась бы только вторая тема. Этот текст и был мной послан в Артефакт для публикации.



Перевод с немецкого Сергея Квардакова





Когда на пороге Нового Времени небольшая группа элитных историков озадачилась тем, чтобы реконструировать и заново связать воедино по большей части утерянные или хаотично запутанные нити изустной истории, ими были допущены весьма существенные ошибки, которые были неизбежны из-за несовершенства способностей человека к познанию и с учётом тогдашнего состояния научной методологии. Ошибки стали воистину эпохальными, поскольку искажают и запутывают картину истории и, по большому счёту, до сих пор мешают нам правильно понимать действительно исторические процессы.

Но сперва проясним два важных понятия в хронологии, которые дальше будут встречаться у нас на каждом шагу: это эпоха и эра. У специалистов эпохой именуется начало новой системы счёта времени (нового летосчисления), тогда как эра сама символизирует такое летосчисление. В обиходном языке оба эти понятия употребляются в основном в смысле "исторических отрезков времени". В последующих главах читателю предстоит столкнуться с упоминанием различных эпох и эр, о которых он, возможно, никогда и не слышал.



Замечание переводчика: "эпоха и эра".

Что такое Zeitalter (нем.эпоха)? Чем отличается это слово от греч. "эпоха" (нем .Epoche)? Можем ли мы использовать оба этих слова как синонимы?

Для меня Epoche – это некий отрезок времени от точки (a) до точки (b), или приблизительно от (a) до (b); зачастую эпоху могут характеризовать определённые названия: Ренессанс, барокко, Ремер, античность, библейская, христианская и др.

Эра (нем. Ära) для меня – это синоним некоей системы исчисления времени: её должны определять исходная точка отсчёта времени (некая постоянная точка на оси времени) и свой календарь.

Несмотря на частую путаницу при использовании понятий "эра" и "эпоха", они не всегда взаимозаменяемы. Чтобы прояснить этот вопрос, требуется целая лекция. Ну, например, фраза "после Рождества Христова", на мой взгляд, означает не эпоху, а систему счёта времени.



Историки различают ряд эпох, которые простираются в прошлое на разную глубину. Общепринятое ныне летосчисление "от Рождества Христова" уже давно лишилось своего религиозного смысла и сегодня считается просто секулярной эпохой – в понимании "современной системы летосчисления". Её всемирное распространение стало возможным не столько благодаря христианскому миссионерству, сколько благодаря широчайшему использованию достижений западной (христианской) цивилизации и технологии. Однако в исламских странах даже сейчас можно встретить летосчисление "с начала хиджры" (которое используется вместо западного стиля или как дополнение к нему), а в Японии до недавнего времени ход времени считали по продолжительности правления императоров. Свои системы летосчисления разработали и евреи, копты, а также другие религиозные сообщества, однако у них они применяются преимущественно в узких сферах литургии и фольклора. В условиях расширяющейся глобализации, то есть при выравнивании уровней жизни в разных странах и политико-экономическом взаимодействии между ними, западный стиль отсчёта времени, конечно, будет брать верх у всё большего числа стран и народов.



Замечание переводчика: "применяются преимущественно в узких сферах литургии и фольклора".

Вместо "литургии" я бы поставил "религиозной жизни". Например, религиозные календари – это вспомогательные средства для проведения литургии, но не сама литургия.

Отмечу также, что эры, представленные в приведённой ниже таблице, связаны с различными календарями. Автору надо было бы коротко рассказать, что это за календари, какова длительность годов в них. Другой вопрос, знаем ли мы на самом деле, на основе каких календарей разрабатывались эры в начале их введения?..



Более четырёхсот лет тому назад, когда были предприняты попытки ввести хронологию в качестве "учения о летосчислении" и самостоятельной научной дисциплины, многие эпохи (то есть их закрепление на временной оси) ещё были неясны. Не всё было очевидно даже с "христианской эпохой", как и с фактической датой рождения Иисуса Христа, спасителя христианского мира. До сего дня можно не иметь единого мнения по этому вопросу – или говоря иначе: всегда можно спустить эту тему на тормозах, объявив, что она не имеет большого значения для проблемы летосчисления. Но на деле введена была определённая система летосчисления (а именно та, которая используется сегодня), и по сравнению с этой "секулярной" эпохой дата рождения Христа была сдвинута в направлении "7 до ХР". Более того, сама личность Христа в аспекте исторической реальности представлялась довольно сомнительной. Но, если Иисуса Христа не было или если это был кто-то другой, как мы и полагаем, тогда все даты его жизни, как основополагающие вехи эпохи, исчезают. Вероятно, это и есть настоящая подкладка нашего секулярного летосчисления, когда христианский календарь по-прежнему используется в качестве балласта (например, для расчёта Пасхи), но при этом всё более актуальными становятся потребности общества и астрономические данные.

Для историков и хронологов XVI-XVIII веков положение казалось иным. В Европе почти повсеместно возобладало христианство, поэтому неудивительно, что христианское летосчисление – как и христианско-европейская цивилизация – смогло распространиться в качестве единого стандарта. Однако дальше начались сложности. Разгорелись яростные споры о точной дате рождения Христа, которые с каждым годом становились лишь ожесточённей – а в итоге эта самая дата рождения Христа отодвигалась всё дальше в глубину эпохи "от Христа"… Правда, без последствий для штатской системы летосчисления, как казалось тогда! Сама католическая церковь – может, даже в первую очередь она! – была в то время столь просвещённой, что её лидерам и в голову не могло прийти, что начало христианской эпохи не совпадает с рождением Спасителя, а отстоит от него на целых семь лет – вследствие череды ошибок в расчётах позднеантичных историков. Кроме того, в это неспокойное время Ватикан уже не имел былой власти, чтобы исправить ошибку в одиночку, собственным решением, ибо тогда самые сильные в экономическом смысле страны уже в той или иной степени были затронуты лютеранской Реформацией и более не желали подчиняться диктату Ватикана.

В нижеследующей таблице приведена подборка наиболее важных для описания истории эпох, при этом для их обозначения использованы новые сокращения, созданные на основе формализованной стандартной схемы.



Сокращение
Описание эпох


номинальный год

к 01.01.1600 ХР

NPR
новоперсидская, с Джелаледдина
521

APR
староперсидская, с Иаздегирда
969

MOH
магометанская, с Хиджры
1008

ARM
армянская
1049

DIO
с Диоклетиана
1316

CHR
христианская, с Рождества Христова (РХ)
1600

v.CHR
до Рождества Христова (до РХ)


AUG
с Августа
1627

SPA
испанская
1638

JUL
с Юлия Цезаря
1645

ANT
антиохийская
1648

TYR
тирская
1724

HAS
хасмонейская
1742

SLK
с Селевка Никатора
1911

PHI
с Филиппа
1924

NAB
с Набонассара
2348

URB
с основания города (urbe)
2352

OLY
с первой Олимпиады
2375

JUD
иудейская эра
5360

ORB
с создания мира (orbe)
5549

BYZ
византийская эра
7108





Все датировки, приведённые в данной книге, опираются на эту схему, при этом года без сопроводительного кода эпохи следует имплицитно воспринимать как "датировку CHR/ХР", т.е. "после Рождества Христова" в традиционном смысле. Относительная датировка событий различных эпох основана на системе Скалигера и Кальвизия (написавшего первую "всемирную историю", построенную на принципах сквозной хронологической системы Скалигера). Здесь можно было бы отметить небольшие отклонения по сравнению с другими, более новыми датировками, хотя эти отклонения и не представляются важными.

Для численного соотнесения во времени двух или более эпох (например, 1389 CHR = 1434 JUL) мы будем использовать термин "синоха", который означает синхронизацию дат разных эпох. В то время как слово "эпоха" дословно значит "опорные точки во времени" (гр. ep-echein = "опираться"), наш термин "син-оха" должен соответствовать идее "совокупности времён".

Поскольку старые летописцы с лёгкостью оперировали целыми тысячелетиями, синоха тоже будет предполагать такие хронологические соответствия, которые равны временным сдвигам в размере тысячи лет, что-нибудь типа 1572 URB = (1)204 MOH, т.е. 1572 год здесь может соответствовать как 204 году некоей определённой эпохи, так и 1204 году другой эпохи, при этом вопрос о том, какая из этих датировок является "правильным решением", остаётся открытым. Мы будем использовать наши синохи довольно часто, чтобы постараться прояснить тогдашние механизмы хронологии.

Важно помнить, что большинство из этих эпох представляют собой искусственные "конструкторы", возникшие в умозрительных построениях догадливых, но зачастую наивных историков. Это особенно ясно видно в отношении так называемых "всемирных эр", которые связывались с Сотворением мира и, соответственно, с началом каждой системы летосчисления, что нужно считать чистой воды спекуляцией. Можно предположить, что едва ли какой-либо из известных нам древних народов располагал системой учёта прошедших лет, которая охватывала бы период существенно больше ста лет. Чаще всего они довольствовались длительностью правления суверенов, при этом после воцарения следующего монарха счёт лет начинался заново.

На древних, удалённых от нас ступенях цивилизации было достаточно сложно наладить и поддерживать безупречную систему контроля и учёта хода времени; на это были способны лишь народы с передовыми знаниями в области астрономии. На самом деле, даже установить с точностью до дня такие, казалось бы, простые астрономические события, как равноденствие и солнцестояние, т.е. четыре контрольных ориентира нашей системы времён года, не так легко. Публикуемые сегодня в астрономических журналах данные практически целиком основываются на идеализированных моделях орбит Земли и Луны, которые соответствуют действительности весьма приблизительно. Один только факт ежедневных, иногда довольно сильных колебаний режима вращения Земли делает иллюзорным представление о равномерном "естественном" течении времени; они слишком нерегулярны и лишены закономерности, чтобы учитывать этот параметр в формулах расчёта астрономического времени.

Некоторые радикальные физики сегодня заходят так далеко, что предлагают при определении времени полностью абстрагироваться от астрономических процессов, которые с незапамятных времён применялись с этой целью, так как движение небесных тел, по их мнению, слишком неточно и лишено закономерности, требуемой для современных задач измерения. Но, однако, пока эти колебания не стабилизируются в долгосрочном плане на неких средних, хорошо прогнозируемых величинах, всё должно идти своим чередом. Здесь ключевое слово – прогнозируемость! Наша картина истории с начала естественнонаучной революции Нового времени, т.е. примерно с середины XVII века, представляет собой слепок астрофизической модели, в рамках которой Вселенная функционирует как своего рода "большие часы". Принципиальная и теоретически обоснованная прогнозируемость движения планет, солнечных и лунных затмений, появления комет вызвала невероятный переворот в умах. Но историков того времени она привела к фатальному выводу от обратного: если будущее физического состояния неба прогнозируемо, то логически должна быть возможность и для датировки задним числом дошедших до нас из далёкого прошлого сведений о небесных явлениях. Тем самым историки раннего Нового времени превратились в астрологов Средневековья – и, следовательно, почти неизбежно были обречены вступить на ложный путь!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.08 18:24. Заголовок: Нет пророка в чужом отечестве!


Но Восток молчал: не смог он оценить мудрости швейцарского истаналитика

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет