§ 3. Анализ информации
3-1. Одно или несколько затмений? Обобщая сведения о “затмении № 61” в приведенных выше (в 1-1 – 1-4) цитатах из старых хроник, прежде всего отметим, что дата (месяц и день) затмения указаны только в Хронике Гидация: 23-е (или 24-ое) декабря. Поэтому не может быть уверенности, что все они относятся к одному и тому же затмению. Более того: год, указанный в Анналах Инисфаллена – 444-ый – формально отличается на 3 года от года затмения в Хронике Гидация и в Анналах Кембрии и на 4 года от затмения в Лунденских Анналах.
Попробуем разобраться в важном вопросе: на каком основании считается, что эти четыре сведения относятся к одному и тому же затмению?
Прежде всего отметим, что контекст событий в четырех хрониках, упомянутых в § 1, указывает на то, что рассматриваемые нами солнечные затмения произошли в интервале длиной в несколько лет. Конечно, это не означает, что они обязательно совпадают. Основная причина их отождествления состоит в следующем.
В четвертом веке, куда современный “учебник истории” относит события, сопровождающие эти затмения, есть только одно подходящее затмение, которое отвечает данным в Хронике Гидация: затмение 23 декабря 447 г. Очевидно, что в этой ситуации “затмение № 61 по Гидацию” нужно датировать 447-ым годом.
Тогда получается, что остальным трем сведениям должны соответствовать затмения примерно из интервала 444 – 451 г.
Анализ карты затмений в интервале 441-460 г. на рис. 1 (автор Ф. Эспенак) и каталога солнечных затмений (SMCSE) показывает, что в западной Европе в указанном интервале было всего два затмения: 23-го декабря 447 г. и 20-го июля 445 года.
Следовательно, затмения, отвечающие рассматриваемым сведениям (т.е. “затмению № 61 по Гидацию”, “по Лунденским Анналам”, по “Анналам Инисфаллена” и “по Анналам Кембрии”) должны совпадать с одним из них. Но затмение 20-го июля 445 года не подходит (подробнее об этом ниже в 3-1), так что остается только затмение 23-го декабря 447 г.
Однако эти рассуждения теряют силу, если “затмение № 61 по Гидацию” датировано по-другому. Тогда возможно, что сведениям из 1-1 – 1-4 (о “затмении № 61 по Гидацию”, о “затмении № 61 по Лунденским Анналам”, о “затмении № 61 по Анналам Инисфаллена” и о “затмении № 61 по Анналам Кембрии”) отвечают два, три или четыре разных затмения.
3-2. Место наблюдения затмения № 62 Оно существенно зависит от понимания латинского выражения “a parte Orientis”, означающего “в Восточной части”.
Обычно “Восточной частью (Империи)” называли, грубо говоря, территории Малой Азии, Сирии, Армении и Месопотамии.
Император Феодосий разделил Римскую империю на две части, за которыми в римской традиции закрепились названия Восточной и Западной. Они вошли в римские традиции, и выражения “император Востока”, “император Запада”, “армии Востока” и другие подобные стали обыденными.
Например, в Истории Исидора Севильского император Феодосий Малый назван Theodosius Minor, Orientis imperator, т.е. “император Востока”; о Пулхерии, вдове Феодосия, Гидаций пишет в своей Хронике, что она вместе с Маркианом regnat in partibus Orientis, т.е. что она правила в Восточной части (Империи).
Но кроме того “восточная часть” может относиться к небу. Именно такой смысл вкладывает в это выражение Р. Бурджес (BUR; по ГОР); см. русский перевод цитаты из Хроники Гидация в 2-2.
Тогда что означает в данном случае выражение A parte Orientis ?
По традиции названия стран, территорий и частей света начинаются с большой буквы.
В соответствии с этим в выражениях Orientis imperator и partibus Orientis подразумевается “Восток” в смысле “регион, территории Востока”. То же самое относится и к parte Orientis: это “регион Востока”.
Например в “Истории лангобардов” Павла Диакона (Книга 5, DIAP) встречаются выражения “a parte Ticini fluminis” (“в регионе реки Тичино”), “partes Campaniae” (“регионы (области) Кампании”) “a parte fluminis Ticini” (“в регионе реки Тичино”), относящиеся к географическим названиям; в них эти названия начинаются с главной буквы.
В то же время направление “восток” (“a parte orientis”) в упоминании кометы, взбудоражившей римский народ, начинается с маленькой буквы:
“31. Insequenti post tempore mense augusto a parte orientis stella cometis apparuit nimis fulgentibus radiis, quae post semet ipsam reversa disparuit. Nec mora, gravis pestilentia ab eadem parte orientis secuta, Romanum populum devastavit.” (DIAP)
Рассмотрим внимательнее текст “Истории готов, вандалов и свевов” Исидора Севильского (перевод отрывков из нее приведен в Приложении 4). Там описаны события, произошедшие на обширных территориях Европы и Средиземноморья. В подтверждении этого перечислим некоторые из упомянутых в ней стран, городов, рек и регионов: Греция, Македония, Понт, Азия, Иллирик, Дунай, Истрия, Фракия, Рим, Бэтика, Галисия, Галлия, Аквитания, Каталаунские поля, Тулуза, Испания. Все они отмечают путь армий готов, воевавших против Римской империи. “Готские войны”, которые иногда выглядят как этапы одной длительной военной эпопеи, казались современникам потрясающими событиями, произошедшими под влиянием небесных сил. Вполне естественно, что все природные катастрофы и явления, случившиеся накануне в разных местах “римского мира”, считались предзнаменованиями к походам готов. Этот взгляд нашел отражение и в Истории Исидора, в приведенном выше отрывке, содержащем описание лунного затмения:
“26. Множество знаков на небесах и земле предвещало эти события, чудеса предваряли жестокую войну. Постоянно случались землетрясения, луна потемнела на востоке, а с запада появилась огромная комета и была видна некоторое время. На севере заалели небеса, предвещая кровь и огонь, их перечеркнули сверкающие линии, будто золотые копья. Не удивительно, что гибель такого количества людей была отмечена божественными знаками.”
Иными словами, “знаки” и чудеса были на небесах и на земле. На Востоке (a parte Orientis) потемнела луна, на Севере (Ab Aquilonis) заалели небеса, с запада появилась комета. Часто происходили землетрясения; скорее всего в разных местах, так как иначе автору было бы легко написать где именно.
Обратим внимание на то, как написаны внешне похожие выражения: a parte Orientis, a solis occasu, ab Aquilonis; в них “Восток” и “Север” начинаются с большой буквы, а “solis occasu” – “со стороны заката солнца” (с запада) – с маленькой. Здесь “Восток” и “Север” – географические названия регионов.
Все сказанное в общих чертах можно отнести и к Хронике Гидация (отрывок из нее дан в Приложении 1). Вот например как там описаны предзнаменования, произошедшие в Галисии:
“VI. I. (Olymp. CCCXI.) ...
In provincia Gallaecia prodigiorum videntur signa diversa. Aera D, VI nonas Martias pullorum cantu, ab occasu solis luna in sanguinem plena convertitur. Idem dies sexta feria fuit. “ (см. Приложение 1)
т.е.
“В провинции Галисия были видны различные проявления предсказаний. В 500-1 год <испанской> эры 2-го марта пропели петухи на закате и полная луна превратилась в кровь. Это было в пятницу.” (ГОР)
О таком же затмении в регионе Востока, о других проявлениях предсказаний в Галлии и о появлении кометы идет речь и в рассматриваемой нами цитате из Хроники Гидация о затмении № 62. Ее исправленный (в соответствии с правилом записи географических наименований с большой буквы) перевод выглядит следующим образом:
“В этот год появилось много знаков. 26-го сентября в части Востока (a parte Orientis) затемнилась луна. То, что определенные вещи были видны в области Галлии около следующей пасхи, непосредственно подтверждается письмом об этих делах епископа Аугустодунума Евфрония князьям Агриппины. С 18 июня начала появляться комета; к 29-му она была видна на рассвете на восточном небе (ab oriente), а вскоре ее можно было видеть после заката на западном небе ab occidua parte. Ко времени (16 июля - 1 августа) она появлялась <только> на западе (a parte occidentis).”
Как и выше, опять упоминаются “проявления предсказаний” – теперь они названы “много знаков”. В области Галлии были видны “определенные вещи”; на Востоке (в Восточных регионах) “затемнилась луна” и т.д. Опять географические названия начинаются с большой буквы.
Рассмотрим и орфографию нескольких выражений интересующего нас вида в интересующем нас латинском тексте цитаты о затмении № 62 из Хроники Гидация (см. § 1): a parte Orientis (на Востоке, в восточном регионе), ab oriente (с востока, с восточной стороны), ab occidua parte (с запада, с западной стороны). С большой буквы начинается только первое, и только первой буквой оно отличается от второго. И эта большая буква вносит специфический смысл: Восток, в смысле регион Востока.
Подведем итоги: на основании проведенного анализа считаем, что в сообщениях в Хронике Гидация и в Истории Исидора Севильского о затмении № 62 выражение “a parte Orientis” означает “в регионе Востока”.
Но жизнь и деятельность как Исидора Севильского, так и Гидация были сосредоточены в Западной Европе – Севилья находится в Испании, а в 427 г. Гидаций стал епископом в Aquae Flaviae на территории современной Португалии (см. Приложение 2). Если бы затмение № 62 видели в этом регионе, то Гидаций, который был его современником, знал бы о нем и не уточнил бы, что оно было видно на Востоке.
Следовательно, затмение № 62 наблюдалось только на Востоке, но не в Западной Европе.
3-3. Место наблюдения и час затмения № 61 Больше всего данных о затмении № 61 содержится в Хронике Гидация, описывающая события 379-467 г. Считается, что первая ее часть – до 427 г. – основана на информации предшественников Гидация, и что во второй части – после 437 г. – он дает описание современных ему событий. Поскольку в 427 г. Гидаций стал епископом в Aquae Flaviae на территории современной Португалии (см. Приложение 2), то на первый взгляд кажется, что скорее всего затмение наблюдали в Португалии.
Однако, прослеживая правление римских императоров указанного периода 379-467 г., Гидаций коротко отмечает самые существенные события, произошедшие в разных регионах империи. И так как в тексте цитаты из его Хроники в 1-1 нет указаний о месте наблюдения затмения № 61, то сведение о нем может происходить как из столицы, так и из разных провинций Рима.
Специфика других источников о затмении № 61 говорит о том, что сведения в 1-2 – 1-4 скорее всего передают наблюдения соответственно в:
1-2. Дании;
1-3. Инисфаллене (в Ирландии);
1-4. Уельсе.
Час затмения указан только в одном случае: “затмение № 61 по Анналам Инисфаллена” было “в девятом часу”.
§ 4. Традиционная датировка затмений № 61 и № 62
4-1. Солнечное затмение во вторник, 23-го декабря 447 г.
Судя по центральной линии этого затмения на карте Ф. Эспенака на рис. 1, оно было хорошо видно в западной, северной и центральной Европе.
В Дублине – сегодняшней столице Ирландии – затмение 23 декабря 447 г. началось около 11 ч. 20 мин. по местному времени; максимальная фаза (около 0,83) наступила примерно в 12 ч. 40 мин., а конец – около 13 ч. 50 мин.
В Лондоне и Риме максимальная фаза затмения была больше – около 0,89, и наступила соответственно около 13 ч. 10 мин. и около 14 ч. 20 мин. по местному времени. В Риме затмение началось около 13 ч. 10 мин. и закончилось около 15 ч. 30 мин., а в Лондоне соответственно около 11 ч. 55 мин. и 14 ч. 25 мин.
Еще больше была максимальная фаза затмения в Копенгагене: около 0,93 и наступила примерно в 14 ч. 10 мин. по местному времени.
В большой части Португалии затмение 23-го декабря 447 г. было полным. Гидаций был епископом именно в Португалии, в Акве Флавии; там затмение началось около 12 ч. по местному времени, максимальная фаза 0,97 наступила в 13 ч. 31 мин., а конец – в 14 ч. 51 мин. В Лисабоне максимальная фаза равнялась 1,0. Если его современники в Португалии видели такое вне сомнений впечатляющее небесное явление как полное затмение, почему факт полноты не отмечен в его Хронике?
За исключением этой небольшой детали, “затмение № 61 по Хронике Гидация” полностью соответствует затмению 23-го декабря 447 г. (отметим, что это было во вторник, как указано у Гидация).
В описаниях в 1-2 и 1-4 нет специфических деталей, поэтому они могут относиться к затмению 23-го декабря 447 г.
Лунденские Анналы показывают отклонение на один год от затмения в хронике Гидация.
Датировка “затмения № 61 по Хронике Гидация” 23-им декабря 447 г. порождает проблемы с идентификацией и датировкой “затмения № 61 по Анналам Инисфаллена”.
1) Во-первых, там оно отнесено на три года раньше затмения в 1-1.
2) Во-вторых, час затмения 23-го декабря в Инисфаллене отличается от указанного (“в девятом часу”) в Анналах. В самом деле, Инисфалленский монастырь находится на одноименном острове возле города Килларни (52.0588° N 9.5072° W). Согласно Emapwin, затмение 23 декабря 447 г. по местному времени там началось в 11:28, максимум был в 12:44, последний контакт - 13:58, максимальная фаза 0.86 (ГОР2 и ГОР3).
По словам Д. Маккарти и А. Брина (MCB), мнение о том, что обсуждаемое упоминание затмения в Инисфаллене относится к затмению 20 июля 445 года , было атаковано Флетчером . Флетчер отметил, что час затмения соответствует затмению 23 декабря 447 г. в центральной Франции, и высказал предположение, что текст о затмении в Анналах Инисфаллена заимствован из какой-нибудь французской хроники. По утверждению Д. Маккарти и А. Брина, этой хроникой является Chronicon Luxoviense (MGH SS III 220
http://www.dmgh.de/ ) и сообщение в ней заимствовано у Гидация (с большим изменением) .
Таким образом, параметры затмения 23-го декабря 447 г.:
- удовлетворяют описанию “затмения № 61 по Хронике Гидация” (см. 1-1), но пропуск “полноты” этого затмения все-таки вызывает недоумение;
- удовлетворяют описанию “затмения № 61 по Лунденским Анналам” (1-2);
- удовлетворяют описанию “затмения № 61 по Анналам Кембрии” (1-4); расхождением в 1 год с Хроникой Гидация и с Лунденскими Анналами можно пренебречь;
- не удовлетворяют описанию “затмения № 61 по Анналам Инисфаллена” (1-3): во-первых, есть заметное расхождение в часе затмения, и во-вторых, есть расхождение в три года с указанием в Хронике Гидация.
4-2. Лунное затмение 26 сентября 451 г. Это лунное затмение было частичным, но с большой фазой и было видно на всей территории Европы. Расчет показывает, что оно началось в 18 ч. 42 мин. по универсальному времени. Луна взошла в Константинополе, Риме и Париже соответственно в 15 ч. 40 мин., 16 ч. 49 мин. и 17 ч. 29 мин. по универсальному времени. Следовательно в Европе затмение началось вскоре после восхода луны, на востоке. Оно наблюдалось и в Восточной, и в Западной части Римской империи.
Именно последнее обстоятельство говорит о том, что лунное затмение 26-го сентября 451 г. нельзя отождествить с затмением № 62, описанным в Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского. Как было отмечено выше, они составлялись на Западе, а в них есть специальное уточнение, что затмение было на Востоке; следовательно, на Западе его не видели.
§ 5. Гипотеза о новой датировке затмений № 61 и 62
5-1. Кандидаты на затмение № 61 в ХV веке Солнечное затмение 22 декабря 1489 г.
В Константинополе 22-го декабря 1489 г. затмение (см. карту Эспенака на рис. 2) началось в 6 ч. 58 мин. по местному времени и наблюдалось с восхода солнца в 7 ч. 24 мин. Максимальная фаза (0,76) наступила около 8 ч. 5 мин., а конец – в 9 ч. 20 мин. Его могли видеть как в Малой Азии, так и на Балканах – основных территориях Восточной части Римской империи, которой правил император Феодосий ІІ, один из “главных героев” в Хроники Гидация, в чье правление произошло затмение.
Могли заметить его последний этап и в Риме – там максимальная фаза (0,60) наступила за 38 мин. до восхода солнца в 7 ч. 28 мин. по местному времени, а конец затмения был в 7 ч. 50 мин.
Дата 22 декабря на один день отличается от даты (23 декабря), указанной в Хронике Гидация о “затмении № 61”. Отклонения на 1 день в обозначении дня месяца встречаются часто в средневековой практике. Несколько примеров и короткое обсуждение возможной причины даны в § 3 статьи ТАБТ.
Кроме того, 22-ое декабря 1489 г. было во вторник.
Таким образом, затмение 22-го декабря 1489 г. удовлетворяет описанию “затмения № 61 по Хронике Гидация”.
Солнечное затмение 16 марта 1485 г.
Центральная линия этого затмения (см. карту Эспенака на рис. 2) проходит через северо-западную Испанию, пересекает центральную Францию, южные части Германии, Словакию и заканчивается в центральных районах Украины.
В Копенгагене оно началось примерно в 15 ч. 39 мин. и закончилось около 17 ч. 34 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,77, а заход солнца – около 18 ч. 24 мин. по местному времени.
В Лондоне начало затмения было примерно в 14 ч. 40 мин., а конец - около 16 ч. 45 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,85, а заход солнца – около 18 ч. 25 мин. по универсальному времени.
В Дублине затмение началось примерно в 14 ч. 16 мин. по местному времени и закончилось около 16 ч. 16 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,76, а заход солнца – около 18 ч. 26 мин. по местному времени. Так как начало было около 14 ч. 16 мин. по местному времени, то об этом затмении можно сказать, что оно произошло “в девятом часу”.
Эти данные означают, что затмение должно было быть достаточно впечатляющим в Дании, Ирландии и Уельсе – там, откуда происходят три из четырех сведений о затмении № 61.
И в частности, что оно полностью удовлетворяет параметрам “затмения № 61 по Анналам Инисфаллена”.
Солнечное затмение 8 мая 1491 г.
Центральная линия этого затмения (см. карту Эспенака на рис. 2) проходит через Атлантический океан, Шотландию, южную Скандинавию, Литву, Россию, Казахстан и заканчивается у северо-западной границы Китая.
В Копенгагене затмение 8-го мая 1491 г. началось в 13 ч. 25 мин. по местному времени, достигло максимальной фазы 0,90 и закончилось в 16 ч. 12 мин.
В Дублине затмение началось примерно в 11 ч. 42 мин. и закончилось около 14 ч. 44 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,82.
В Лондоне начало затмения было примерно в 12 ч. 17 мин., а конец - около 15 ч. 17 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,80.
Эти данные означают, что затмение 8-го мая 1491 г. должно было обратить на себя внимание в Дании, Ирландии и Уельсе – там, откуда происходят три из четырех сведений о затмении № 61. И в частности, они означают, что это затмение полностью удовлетворяет параметрам “затмения № 61 по Лунденским анналам” и “затмения № 61 по Анналам Кембрии”.
5-2. Кандидат на затмение № 62 в ХV веке Лунное затмение в ночь с 25-го на 26-ое сентября 1493 г.
Прежде всего отметим, что 25 сентября на один день отличается от даты (26 сентября), указанной в Хронике Гидация о “затмении № 62”. Как было упомянуто выше, отклонения на 1 день в обозначении дня месяца встречаются часто в средневековой практике. Несколько примеров и короткое обсуждение возможной причины даны в § 3 статьи ТАБТ.
Подсчет параметров лунного затмения в ночь с 25-го на 26-ое сентября 1493 г. дает следующие результаты:
Penumbra entered 25 Sep 1493 11:48 UT Umbra entered 25 Sep 1493 12:45 UT Totality begins 25 Sep 1493 13:57 UT Totality ends 25 Sep 1493 14:47 UT Umbra left 25 Sep 1493 15:59 UT Penumbra left 25 Sep 1493 16:56 UT
Из этих данных следует, что затмение 25/26 сентября 1493 г. было видно в Ереване с 17 ч. 34 мин., когда там взошла луна, до конца затмения в 18 ч. 59 мин. по местному времени. Около десяти минут (до 17 ч. 47 мин.) затмение было полным. В это время солнце садилось на западе, а луна восходила на востоке. Наблюдать это затмение как частичное могли и в районе Малой Азии.
В западной и центральной Европе это затмение не могло быть видно.
Таким образом, лунное затмение 25/26 сентября 1493 г. было видно только на Востоке (в регионе Востока) Римской империи и не было видно на Западе. Следовательно оно полностью удовлетворяет описанию затмения № 62 по Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского.
§ 6. Сравнение “старой” и “новой” датировок
6-1. Интервалы между датировками затмений № 61 и № 62 “Перевод” дат в первоисточниках к современным датам “по правилам Скалигера”, т.е. по принятым в современной исторической науке правилам, дает для затмений № 61 и № 62 следующие результаты:
А) “Затмение № 61 по Анналам Инисфаллена” – 444 г.
Б) “Затмение № 61 по Хронике Гидация” – 447 г.
В) “Затмение № 61 по Анналам Кембрии” – 447 г.
Г) “Затмение № 61 по Лунденским анналам” – 448 г.
Д) “Затмение № 62 по Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского – 451 г.
Примем “затмение № 61 по Хронике Гидация” – 447 г. за начало отсчета и найдем формально интервал от него соответственно до каждого из четырех остальных:
От Б) до А) – (-3) года.
От Б) до В) – 0 лет.
От Б) до Г) “Затмение № 61 по Лунденским анналам” – 1 год.
От Б) до Д) – 4 года.
Полученная четверка чисел ( -3, 0, 1, 4), определяет относительное распределение датировок (т.е. друг относительно друга) наблюдений затмений во времени.
Для затмений А) – Д) приняты следующие традиционные датировки:
АА) “Затмение № 61 по Анналам Инисфаллена” – 447 г.
ББ) “Затмение № 61 по Хронике Гидация” – 447 г.
ВВ) “Затмение № 61 по Анналам Кембрии” – 447 г.
ГГ) “Затмение № 61 по Лунденским анналам” – 447 г.
ДД) “Затмение № 62 по Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского – 451 г.
Как и выше, принимая за начало отсчета 447 г., находим соответствующие интервалы; они дают четверку (0, 0, 0, 4).
Выше мы предложили для перечисленных затмений следующие датировки:
ААА) “Затмение № 61 по Анналам Инисфаллена” – 16 марта 1485 г.
БББ) “Затмение № 61 по Хронике Гидация” – 22 декабря 1489 г.
ВВВ) “Затмение № 61 по Анналам Кембрии” – 8 мая 1491 г.
ГГГ) “Затмение № 61 по Лунденским анналам” – 8 мая 1491 г.
ДДД) “Затмение № 62 по Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского – 25 сентября 1493 г.
Соответствующая им четверка интервалов времени имеет вид ( -4, 1 ½ , 1 ½, 4).
Теперь попробуем оценить, насколько четверки, полученных от “старой” и “новой” датировок, отличаются от четверки “по первоисточникам”.
В старых хрониках использовались календари с разной начальной точкой отсчета года. Статья “Христианский календарь” в “Новой Энциклопедии религиозного знания Шаффа-Герцога” (NSHE) перечисляет шесть разных “первых дней”: 1 января, 1 марта, 25 марта, Пасха, 1 сентября, Рождество и предупреждает о других особенностях (см. Приложение 5). Поэтому в случаях, когда дата (день и месяц) не указаны, формальным интервалам “по первоисточникам) могут соответствовать действительные интервалы, отличающиеся от них на год и даже больше. Л. Догет (DOG) приводит следующий пример: 28-ое февраля 998 г. в городе, в котором год начинался 1 марта, было бы 28-ым февраля 999 г. в другом, где год начинался 1 января . Поэтому затмение 22 декабря 1489 могло быть записано как произошедшее в 1490 году, если последний начался в сентябре 1489-го; затмение 16-го марта 1485 г. могло быть записано как произошедшее в 1486 году, если год начинался 1 марта, и т.д. С учетом этого, если записи в хрониках проставлены правильно и формально согласованы учеными правильно, полученный интервал может отличаться от действительного на год – полтора. Поэтому мы будем считать, что интервалы, отличающиеся друг от друга больше чем на полтора года, являются существенно различными, а если разница составляет менее полутора лет – что они не отличаются существенно друг от друга.
Поэтому разницу в 1 ½ года считаем несущественной.
Имея это в виду, сравнение четверок ( -3, 0, 1, 4) и (0, 0, 0, 4) показывает, что совокупность интервалов традиционной датировки содержит одно “существенное” расхождение с данными первоисточников - “затмение № 61 по Анналам Инисфаллена” сдвинуто на 3 года. В то же время интервалы “новой” датировки не отличается существенно от формальных интервалов в первоисточниках.
6-2. Сравнение датировок В § 5 мы видели, что параметры “новых” вариантов для затмений № 61 и № 62 полностью удовлетворяют описаниям в первоисточниках, а в 6-1 убедились, что и интервалы времени между “новыми вариантами” достаточно хорошо соответствуют данным первоисточников (т.е. не отличаются существенно от них).
Следовательно, “новая” датировка дает достаточно хорошее соответствие данным первоисточников.
В то же время в § 4 было установлено, что традиционная датировка затмений № 61 и № 62 дает существенное расхождение с данными первоисточников по двум параметрам: 1) по часу затмения, указанному в Анналах Инисфаллена (для затмения № 61) и 2) по наличию затмения на Западе (для затмения № 62), что расходится со сведениями в Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского. В 6-1 было установлено, что совокупность интервалов между затмениями в традиционной датировке содержит одно существенное расхождение с данными первоисточников. Итого существенных расхождений традиционной датировки с данными первоисточников три.
Отметим и еще одно небольшое дополнительное преимущество новой датировки по сравнению со старой: затмение 23-го декабря 447 г. было полным в Португалии, где жил Гидаций, но это не отмечено в его хронике.
Следовательно, “новая” датировка определенно дает лучшее соответствие данным первоисточников, чем традиционная.
И, что очень важно, предложенная здесь датировка затмений № 61 и № 62 хорошо вписывается в общую гипотезу о датировке событий эпохи Константина Великого, предложенную в работе Й. Табова и Н. Томова ТАБТ.
§ 7. Благодарности
Приношу благодарность В. Умленскому, Н. Томову, А. Веревкину и А. Мошеву за помощь при подготовке статьи.